Заметка о когнитивистике

Pavel Shuravin
2 min readOct 25, 2020

--

Когнитивистика всегда была для меня чем-то запредельным. Впервые я познакомился с ней в далёком 2014 году, когда смотрел курс по общей психологии от МГУ. Признаюсь: тогда я её не осилил, уж слишком много абстрактных теорий и гипотез.

Photo by Morgan Housel on Unsplash

Связано это с несколькими моментами:

  • Cognitive science — это чудовище Франкенштейна, сборная солянка из психологии, computer science, нейрофизиологии, философии и Бог весть чего ещё. Очень сложно полноценно изучать интеллект, если у тебя слишком узкий бэкграунд (тогда я знал только медицину и чуть-чуть общую психологию);
  • Cognitive science — это молодая наука; следовательно, в ней ещё очень много несостыковок, спорных пунктов и активных дебатов;
  • Интеллект — это штука, о которой можно много словоблудить, но никто не может сказать, что это такое на самом деле.

Должен сказать, что за последние годы я чётко понял разницу между школьно-вузовским образованием (назову его классическим) и самообразованием. Что бы кто ни говорил, но классическое образование даёт тебе готовое блюдо, пусть и не очень хорошо украшенное. Студент на постсоветском пространстве — существо пассивное, вялое и безынициативное, но я не хочу сейчас погружаться в анализ причин этого состояния. Я хочу сказать, что классическое образование полностью адаптировано под таких студентов. В этом образовании нет реального вызова.

Совсем другое дело, когда ты начинаешь самостоятельно изучать какую-либо область. Оказывается, наука — это постоянные изменения, войны и революции. Ты пыхтишь над какой-то теорией, полностью её ассимилируешь, чтобы в следующей раз столкнуться с его ошеломительным опровержением.

Ты начинаешь видеть, что работы какого-то исследователя — это не пара строчек в учебнике, а целый корпус текстов, у которых есть свои предпосылки и последствия. Когда ты пытаешься охватить это всё, ты понимаешь, что пытаешься обогнать свою тень. В этот момент ты действительно осознаёшь, что нельзя объять необъятное, и это становится причиной фрустраций, неуверенности в себе и синдрома самозванца.

Сейчас я снова взялся за когнитивистику, в этот раз в рамках комплексного изучения computer science и вопросов искусственного интеллекта. Моё мнение в отношение этой сферы пока остаётся прежним: всё ещё много путаницы, белых пятен и несостыковок. Но теперь я не страдаю от того, что не могу найти каких-то незыблимых концепций.

--

--

Pavel Shuravin

“It’s hard to play basketball in Louis Vuitton” ©